Усадьба Герардов
Гордиевич Полина
Особняк построили в псевдорусском стиле на стыке XIX и XX веков. Это был роскошный дом с кованой лестницей внутри, множеством дорогих элементов. Но он недолго простоял в таком виде, потому что уже после революции самого хозяина раскулачили, а поместье отобрали. Герард переехал где и прожил до самой смерти. А усадьбу постигла привычная участь подобных домов тех лет. Сначала в ней сделали школу-интернат, а позже там обосновался пионерский лагерь. 26 апреля 1986 года произошла одна из самых страшных техногенных катастроф двадцатого столетия —авария на Чернобыльской АЭС. Она оставила после себя загрязненные зоны отчуждения, покинутые жителями, в которых можно найти чудеса архитектуры. Одним из таких памятников является усадьба Герардов, когда всю деревню эвакуировали, здание и вовсе осталось без присмотра. Сейчас усадьба хоть и находится в заброшенном состоянии, законсервирована. Это означает, что у нее есть крыша, которая защищает внутренние части от дальнейшего разрушения. Возможно, когда уровень радиационной опасности на этих территориях станет намного меньше, появится возможность восстановить здание и мост, вернуть им былую красоту и величие. Пока же поездка в это место может планироваться только на свой страх и риск. Горький каштан, колосистая ирга, татарский бружмель, черная сосна, остролистный клен Шведлера — вот лишь малая часть экзотических растений, который здесь растут и поныне. У усадьбы есть свой призрак. Ходят слухи, что дочь советника влюбилась в русского солдата, чей полк был расквартирован в Демьянках. После отправки армии дальше она тайком отправилась за любимым. Герард вернул нерадивую дочь обратно, но девушка так тосковала по своему солдату, что застрелилась. Местные поговаривают, что ее дух можно увидеть в окрестностях…
Касцёл Узнясення Дзевы Марыі (Мёры)
Валерия Житкевич
Касцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі (Успенскі касцёл) пабудаваны з чырвонай цэглы ў 1905–1907 гг. У 1951 годзе зачынены і прыстасаваны пад гаспадарчыя мэты, але ў 1956 годзе намаганнямі ксяндза Я. Грабоўскага быў вернуты парафіянам. Рэканструяваны ў 2002 годзе.
Касцёл з'яўляецца помнікам архітэктуры неагатычнага стылю. 3-нефавы 2-вежавы храм з пяціграннай алтарнай часткай, да якой з паўднёвага боку далучана сакрысція. Унутры нефы перакрыты стральчатымі скляпеннямі. Над нартэксам на шырокай арцы ўчынены хоры з арганам. Драўляныя галоўны і кулісныя алтары, амбон выкананы ў стылі неаготыкі. Абразы – «Маці Божая Ружанцовая» і «Іосіф з дзіцем» (пачатак ХІХ ст.), «Маці Божая Чанстахоўская» (1878), драўляная скульптура «Укрыжаванне» (ХІХ ст.). У сцены ўмураваны мемарыяльныя дошкі князёў Святаполк-Мірскіх.
Фасады будынка з высокім цокалем рытмічна расчлянёны стральчатымі аконнымі праёмамі. Вось сіметрыі галоўнага фасада падкрэслена ўваходным парталам і акном-ружай. Трох'ярусныя вежы завершаны высокімі шпілямі, умацаваны ступеньчатымі контрфорсамі, раскрапаваны вузкімі нішамі. Нефы перакрыты стральчатымі скляпеннямі.
Каля касцёла пастаўлены помнік ненароджанаму дзіцяці (мастак А. Дранец). На плаху гільяціны пакладзена палавіна яблыка (сімвал граху), у якім зародыш дзіцяці. Над ім гатовы ўпасці нож гільяціны, але ад гэтага ратуе абраз Маці Божай, які пастаўлены паміж дзіцем і нажом.
Мiстычная сядзіба Святаполк Чацвярцінскіх
К началу XX века Желудокские помещики жили в небольшом одноэтажном доме, не сохранившемся до наших дней. Для князей Святополк-Четвертинских, ведущих своё происхождение от самого Рюрика, основателя княжеской, впоследствии царской династии, это строение было слишком мало. В 1907 году сын Владимира Святополк-Четвертинского Людвиг начал строительство роскошного дворца в стиле нео-барокко, проект которого создал известный польско-итальянский архитектор Владислав Маркони. В величественный комплекс, помимо дворца, входили регулярный парк, флигель, мельница, пруд и ряд вспомогательных построек. Строительство завершили в 1908 году, и до 1939 года дворец, а также прилегающие постройки служили центром большого семейного имения.
В усадьбе Святополк-Четвертинских с 1941 по 1944 годы размещался немецкий военный госпиталь.
В начале 1960-х гг. дворец Святополк-Четвертинских был передан войсковой части противовоздушной обороны. К этому времени относятся постройки солдатского магазина, сторожек и железобетонного забора, огородившего большую часть усадьбы. Во дворце был устроен клуб, по некоторым данным здесь же проживали некоторые офицерские семьи. К 1983 году почти весь гарнизон переселили в новые казармы неподалёку. На территории оставались лишь технические службы. По словам старожилов, перед дворцом рядами стояла военная техника.
К 1992 году войсковая часть была расформирована. Усадебный комплекс передали одному из подразделений Национальной Академии Наук Беларуси, занимавшемуся вопросами механизации сельского хозяйства. Хозяйственная деятельность на протяжении более 20 лет была ограничена съёмками нескольких кинофильмов и музыкальных клипов. Наибольшую известность получила лента «Масакра» о медведе-оборотне, созданная по мотивам старобелорусских легенд. К сожалению, наибольшее разрушение дворцу и окружающим его постройкам принесло именно это время.
Летом 2014 года дворцово-парковый комплекс выкуплен в частную собственность. Согласно разрешению Министерства культуры Республики Беларусь начаты работы по противоаварийной консервации зданий и сооружений.
Капліца-усыпальніца Ажэшка ў Заказелі
Анастасия Шапчиц
В прошлом деревня Закозель была главной резиденцией полесской ветви рода Ожешко. Сюда не раз приезжала из соседнего Людвиново Элиза Ожешко, и, по преданию, в закозельской часовне в 1863 году она прятала раненого командира повстанцев Ромуальда Траугутта.
По задумке варшавского архитектора Франтишека Ящолда, возведенная в середине ХIХ века часовня-усыпальница должна была стать романтическим цветком неоготики в Полесском крае. Тянутся вверх башенки фиалов, подобные лепесткам стрельчатые арки и ниши, на своде — изысканный рисунок собранных в пучок нервюр, в пустых окнах сохранились металлические решетки витражей... По приказу царских властей в 1867 году в часовне уничтожили алтарь и наглухо забили вход. До наших дней она дошла в виде руины, обрамленной старым парком с прудами, но, впрочем, не перестающей волновать воображение.
Грушаўка (Ляхавіцкі раён) Сядзіба Рэйтанаў
Бакунова Марыя
Старадаўняя сядзіба ў вёсцы Грушаўка належала старадаўняму роду Рэйтанаў – прускага дваранскага сямейства з XVI стагоддзя. У XVII стагоддзі сядзіба дасталася ў спадчыну Дамініку Рэйтану, які вырашыў пабудаваць проыгожы каменны дом у стылі класіцызму. Недалёка ад сядзібы знаходзіцца капліца Рэйтанаў. Збудаванне ў стылі неаготыкі было пабудавана Генрыхам Грабоўскім у тым месцы, дзе ў 1910 годзе памёр Юзаф Рэйтан, апошні з прадстаўнікоў роду. Недалёка ад сядзібы знаходзіцца капліца Рэйтанаў. Збудаванне ў стылі неаготыкі было пабудавана Генрыхам Грабоўскім у тым месцы, дзе ў 1910 годзе памёр Юзаф Рэйтан, апошні з прадстаўнікоў роду.
Палац Катлубаеў (Ястрамбель)
Савлевич Софья
Историки утверждают, что деревню Ястрембель записали в летопись в XVI столетии – в 1507 году. В XVII столетии тут появились новые хозяева - шляхтичи Рдултовские, которые остались здесь на 200 лет.
Рдултовские построили себе прекрасный дом, возле дома посадили парк, а в парке построили небольшую пивоварню. Но, как настоящие шляхтичи, они на первое место ставили жизнь духовную: в XVIII столетии отписали местной церкви большой фундуш, а позднее на место старого храма в 1840 году построили новую церковь. И эта церковь простояла до 1924 года.
Существует легенда, что однажды во время какого-то церковного праздника, люди вместо того , чтобы сходить в церковь, пошли все работать в поле. И говорят, что среди чистого неба ударила молния, церковь вспыхнула и сгорела. И люди поняли, что это Бог их наказал. И в этом же году построили новую церковь.
Сядзіба Тышкевічаў
Шэшук Мілана
У сярэдзіне XIX стагоддзя Бенедыкт Тышкевіч пабудаваў ва ўрочышчы Млявае каля вёскі Рудні паляўнічую хатку. Сёння граф вядомы не толькі як падарожнік і мастак, але і як першы беларускі фатограф. І менавіта, у гэтай сядзібе размяшчалася яго фоталабараторыя.
Большая частка захаваных здымкаў Тышкевіча зараз знаходзіцца ў музеі Францыі, а ад былога “палаца паляўнічых” засталіся толькі руіны. Пасля Бенедыкта сядзібным домам кіраваў яго сын, ён дабудаваў дом, увёў некалькі гасадарчых пабудоў. А унук Бенедыкта ў 1902 годзе стварыў каля ўрочышча першы ў Беларусі звярынец, у якім знаходзіліся ласі, алені і нават мядзведзі.
Калі сядзіба аказалася на польскай тэрыторыі, новыя ўлады спрабавалі аднавіць мясцовы заапарк. У праект было ўкладзена шмат сродкаў, ва ўрочышчы зноў пачалі з’яўляцца рэдкія жывёлы. Але ўсё было спынена і разбурана ў гады Другой сусветнай вайны. У савецкія часы руіны сядзібы актыўна выкарыстоўваліся альпіністамі для трэніровак.
Косаўскі палац
Хасеневіч Аліна
Сваім абліччам палац абавязаны не толькі таленавітым архітэктарам і мастакам, прыцягнутым для яго ўзвядзення, але і ўласным гаспадаром. Прамысловец Вандалін забяспечыў у сваім маёнтку першы на гэтай тэрыторыі паравы апал. Груд, на якім стаіць палац, рукатворны. Ён утварыўся, калі па загадзе айца Вандаліна Войцеха былі выкапаны 3 штучныя вадаёмы, якія захаваліся да нашых дзён. Пасля ўзгорак пераўтварылі ў тэрасны парк, упрыгожаны скульптурамі і фантанамі, у ім расло больш за 100 відаў раслін.
Мірскі замак
Карчэмная Марына
С любым замком обязательно связаны легенды, и Мирский замок в Беларуси – не исключение, за ним тянется целый шлейф таинственности.
Сегодня возле замка есть живописное рукотворное озеро. Но когда-то там рос прекрасный яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский, тогдашний владелец имения в Мире, приказал выкопать озеро, а сад вырубить.
Была весна, деревья пышно цвели, по народному поверью, большой грех рубить цветущие деревья, будет несчастье и проклятье, и местные жители отказались рубить сад. Терять время на народные приметы князь не хотел, а рубить сад нанял пришлых людей.
Когда копали озеро – не проходило дня без несчастья, многие люди погибли , погиб на стройке и сын местной ведьмы, молодой парень. По легенде, мать этого парня прокляла озеро. «Пусть это озеро примет столько душ, сколько деревьев цвело в саду» - таким было ее напутствие. Первой жертвой стала юная княгиня Софья - дочь князя, 12 летнем возрасте утонувшая в озере. Призрак юной княгини не очень часто, но все же появляется в «белой» башне. Причем видят Белую Деву чаще всего весной или ранним летом, когда княжеские могилы затапливает талой водой. Может быть в этом причина ее беспокойства.